Формирование у обучающихся навыков свободного общения, высказывания собственного мнения и мыслей происходит в рамках вида речевой деятельности «говорение». Дети учатся озаглавливать текст, делить его на части, выделять главную мысль, отвечать на вопросы, обсуждать, прогнозировать и др. Это позволяет представить процесс оценивания «говорения» не в качестве проверки пассивного воспроизводство информации, а как активный процесс понимания и взаимодействия с другими, участие в общении.
Ниже представлены критерии и дескрипторы, рекомендуемые при проведении формативного и суммативного оценивания по говорению.
Критерии оценивания: обучающийся
Применяет в социальной среде навыки говорения.
Высказывает свои мысли системно, свободно.
Сохраняет систему событий (начало, основная часть, конец).
Сохраняет речевые нормы в процессе говорения.
Виды деятельности |
Дескриптор |
Монолог |
Соблюдает логическую последовательность развития сюжета. Раскрывает тему и основную мысль создаваемого текста. Использует слова в соответствии с темой. Сохраняет ударение и интонацию в словах. Выражает свои мысли правильно, точно, ярко. Строит высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т.д. Описывает действие участников событий. |
Диалог/беседа |
Составляет диалог в соответствии с темой. Задаёт вопросы собеседнику. Отвечает на вопросы собеседника. Использует интонацию для передачи смысла высказывания. Сохраняет нормы речевой культуры и общения. Высказывает свои мысли в соответствии с темой. Приводит аргументы при высказывании своих мыслей. |
Пересказ текста |
Передаёт содержание текста последовательно. Отвечает на вопросы по тексту. Сохраняет структуру текста (начало, основная часть, конец). Использует средства выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания, ритм голоса и невербальные средства общения и т.д.). |
Рассказ по картинке/описание |
Определяет тему и название картины / рисунка. Составляет рассказ, используя сюжетные картинки. Сохраняет связь между частями/эпизодами описываемого. Сохраняет построение предложений. Сохраняет логическую последовательность. Рассказывает/описывает содержание самостоятельно или посредством плана/ключевых слов/наводящих вопросов. Высказывает свои мысли в соответствии с содержанием. Использует по назначению слова, передающие название, характеристику, движение предметов. Описывает основные признаки изображений/героев (цвет, форму, количество, размер, характер и т.д.) Описыавет / передаёт настроение героев. Определяет сходство и различия описываемых предметов. Сохраняет грамматические нормы говорения. Делает выводы в соответствии с событиями. |