КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ "№ 14 ОРТА МЕКТЕБІ" КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 14" ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОКШЕТАУ

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ЦППР

Рекомендовано Научно-методическим советом Национального научно- практического института благополучия детей «Өркен» (протокол № 1 от 18.07.2025г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководство по организации деятельности Центров педагогической поддержки родителей в организациях образования Республики Казахстан в 2025-2026 учебном году. – Алматы: НАО ННПИБД «Өркен», 2025. – 225 с.

В Руководстве по педагогической поддержке родителей в организации образования предлагается обновленное содержание занятий для родителей.

Адресовано руководителям, педагогам организаций среднего образования, методистам, руководителям и специалистам отделов и управлений образования.

Составители: сотрудники НАО ННПИБД «Өркен»: Сакенова Е.Н., Самсаев И.М., Кудякова Р.Ф., Сагимбаева Г.У., Калиева Г.И., Кудышева Б.К., Омарова Г.Б., Таипова М.К., Алиев Б. Ш., Бакыт А. Б., Калачева И.В., Аскарова А.Т., Шайланов Е.С., Бейсембаева А.Г.

 

 

 

 

 

 

 

НАО ННПИБД «ӨРКЕН»,

2025

 

СОДЕРЖАНИЕ:

I

Введение

 

II

О некоторых результатах мониторинга деятельности

ЦППР в 2023-2024 и 2024-2025 учебном году

 

III

О деятельности ЦППР в организациях образования в

2025-2026 учебном году

 

IV

Программа тренинга для детей и родителей

«ВНУТРЕННЯЯ СИЛА»

 

V

Программа занятий для родителей и обучающихся

«БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА»

 

VI

Партнёрство ради развития

 

VII

Обновление контента занятий программ ЦППР 1.0 и

ЦППР 2.0

 

VIII

Анкеты для родителей по определению уровня их вовлеченности в образовательный процесс своих детей

 

IX

Рекомендуемая литература

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

В сфере образования всё большее внимание уделяется пересмотру ожидаемых результатов школьного обучения — тем знаниям и навыкам, которые учащиеся должны получить за время учёбы. Особо выделяются социально-эмоциональные                                 компетенции, способствующие психологическому благополучию, физическому здоровью, способности справляться со стрессом и неопределённостью, а также навыки общения и выстраивания устойчивых социальных связей.

Эти акценты полностью соответствуют целям Единой программы воспитания «Адал азамат», утверждённой Приказом Министерства просвещения Республики Казахстан №123 от 26 мая 2025 года. В программе отмечено, что формирование гармоничной, ответственной и трудолюбивой личности невозможно без развития эмоционального интеллекта, чувства справедливости, патриотизма и умения взаимодействовать в коллективе.

Однако развитие этих умений невозможно без тесного партнерства между школой и семьёй. Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, важно, чтобы поддерживающая среда существовала и дома, и в образовательном учреждении. В этой связи в казахстанском обществе необходимо укреплять культуру позитивного родительства, основанную на осознанном выборе воспитательных подходов и ценностей, формировании доверительных отношений и стремлении создать условия для всестороннего развития личности ребёнка.

Программа «Адал азамат» подчёркивает важность участия всех субъектов воспитательного процесса — семьи, педагогов, общественных организаций и государственных структур. Родительская вовлечённость способствует формированию у детей уверенности, навыков управления эмоциями, сотрудничества и адаптации к школьному коллективу. Активное участие родителей в жизни школы формирует позитивное отношение ребёнка к обучению, усиливает мотивацию, улучшает академические достижения и повышает вероятность дальнейшего образования и стремления к личностному росту.

Для эффективного воспитания важно, чтобы родители понимали возрастные особенности физиологического, эмоционального и интеллектуального развития детей, а также владели инструментами выстраивания конструктивных отношений. Именно такую поддержку на протяжении двух лет оказывают Центры педагогической поддержки родителей, открытые в организациях образования по всей территории Республики Казахстан в 2023–2024 учебном году. Эти центры стали важным ресурсом, способствующим укреплению родительской компетентности и формированию более благополучной образовательной среды.

 

  1. О НЕКОТОРЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦППР В 2023-2024 И 2024-2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

Прошло два года с начала функционирования Центров педагогической поддержки родителей (ЦППР) в организациях образования Республики Казахстан, и на основе первых результатов можно отметить позитивную динамику и сформулировать вектор дальнейшего развития. Цель педагогической поддержки остаётся неизменной — формирование культуры позитивного родительства как основы благополучия и гармоничного развития детей.

Проведённый сотрудниками Национального научно-практического института благополучия детей «Өркен» мониторинг продемонстрировал растущую вовлечённость родителей в образовательный процесс. В анкетах, интервью и фокус-группах родители подчёркивали актуальность не только теоретических знаний, но и практических навыков, особенно в вопросах воспитания, психоэмоционального развития и безопасности детей. Было отмечено, что занятия, включающие реальные кейсы, тренинговые форматы, участие психологов и гибкие методы подачи материала (рассылки, видеоконтент, онлайн-модули), способствуют лучшему восприятию и мотивации родителей.

Родители выразили потребность в обучении детей навыкам самоорганизации, эмоциональной устойчивости, умению устанавливать и защищать личные границы, безопасному поведению и действиям в чрезвычайных ситуациях. Среди приоритетов также обозначены здоровье и правильное питание, развитие когнитивных способностей, интерес к ментальной математике, творческому мышлению и улучшению самооценки.

Мониторинг 2023–2025 годов охватывает статистические данные посещаемости, удовлетворённость участников, а также качество взаимодействия между школой и семьёй. Повысилась мотивация родителей, увеличилось количество участников, активнее стали внедряться форматы совместных занятий с детьми. При этом сохраняется запрос на индивидуализацию подходов, разнообразие тем и активное вовлечение мужчин, отцов в педагогический процесс.

Таким образом, ЦППР за два года доказали свою актуальность и востребованность. Центры становятся точкой опоры для формирования среды, в которой родители чувствуют себя партнёрами образовательного процесса и получают реальные инструменты для поддержки детей. Важным условием дальнейшего развития является адаптация форматов и содержания занятий под актуальные потребности семей, усиление практической направленности и расширение тем по запросу родителей, включая здоровье, безопасность, когнитивное развитие и эмоциональное благополучие.

 

  1. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦППР В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ В 2025-2026 УЧЕБНОМ ГОДУ

В 2025–2026 учебном году в рамках деятельности Центров педагогической поддержки родителей (ЦППР) предлагается внедрение нового подхода, ориентированного на более глубокое и адресное сопровождение семей. В продолжение успешного опыта предыдущих лет были разработаны три самостоятельных модуля, направленные на развитие внутренних ресурсов семьи, обеспечение безопасности детей и поддержку родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Этот подход полностью соответствует задачам Единой программы воспитания «Адал азамат», утверждённой Приказом Министерства просвещения Республики Казахстан №123 от 26 мая 2025 года. Программа акцентирует необходимость системной поддержки семьи как ключевого участника воспитательного процесса, а также развитие культуры позитивного родительства, основанной на уважении, осознанности и сотрудничестве.

Разработка модулей, ориентированных на эмоциональную устойчивость, безопасность и инклюзивность, отражает ценностные ориентиры «Адал азамат» — формирование честного, ответственного и заботливого гражданина. Особое внимание к семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, демонстрирует стремление к социальной справедливости и равным возможностям, заложенное в программе.

Таким образом, деятельность ЦППР в 2025–2026 учебном году не только продолжает успешные практики, но и усиливает реализацию Единой программы воспитания через адресную работу с семьями, укрепление родительской компетентности и создание благоприятной среды для всестороннего развития ребёнка.

Первый модуль — программа тренинга для детей и родителей

«Внутренняя сила» — направлен на развитие эмоциональной устойчивости, уверенности, навыков саморегуляции и конструктивного общения. Формат тренинга предусматривает совместные занятия, помогающие родителям и детям укрепить доверительные отношения, раскрыть личностный потенциал и научиться преодолевать стрессовые ситуации.

Для разработки данного модуля были изучены лучшие практики, применяемые в Казахстане для ведения детей и подростков с использованием кейс-менеджмента и травма-ориентированного подхода. Обзор и свод лучших практик в Казахстане для ведения детей и подростков с использованием кейс-менеджмента и травма-ориентированного подхода позволил сделать вывод, что к настоящему времени в Казахстане накоплен

 

определенный опыт оказания помощи детям и подросткам с использованием кейс-менеджмента и травма-ориентированного подхода.

В Казахстане кейс-менеджмент сегодня активно применяется для поддержки детей в кризисных центрах, в ходе сопровождения семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, переживших насилие, жестокое обращение, миграционные кризисы, нахождение в зоне вооруженных военных конфликтов и др.

Национальный ресурсный центр на базе Евразийского национального университета осуществляет обучение специалистов системе реинтеграции детей и их семей, вернувшихся из зон вооруженных конфликтов. Используется метод «рассказы между поколениями», направленный на восстановление утраченных семейных и социальных связей, а также осознание гражданской идентичности.

Назарбаев Интеллектуальные Школы активно используют кейс- менеджмент в образовательной практике, что позволяет развивать у обучающихся навыки межличностного общения, способствует созданию комфортной среды в школьном сообществе и реализации индивидуального подхода к учащимся.

Центры «Асыл Мирас» специализируются на работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), внедрили программу предотвращения кризисных ситуаций Marcus Crisis Prevention Program (MCPP). Эта методика направлена на обучение безопасному взаимодействию с детьми, что способствует снижению агрессивного поведения и улучшению общего состояния ребенка.

Союз кризисных центров Казахстана (СКЦК) активно внедряет кейс- менеджмент в работу с детьми и подростками, пережившими травматический опыт. В 2021 году СКЦК совместно с ОФ «Институт равных прав и равных возможностей Казахстана» провёл серию онлайн-вебинаров и тренингов для сотрудников кризисных центров и приютов для жертв бытового насилия.

Национальная ассоциация «SOS Детские Деревни Казахстана» предоставляет семейный уход детям, оставшимся без попечения родителей, и работает над укреплением семей для предотвращения социального сиротства. Активно внедряет кейс-менеджмент в свою практику. В ноябре 2024 года в Алматы Ассоциацией был проведен международный мастер-класс по повышению компетенций сотрудников в области ведения кейсов, развитию навыков индивидуальной работы с семьями в кризисных ситуациях.

Фонд «Ана Үйі» («Дом Мамы») занимается профилактикой социального сиротства, предоставляя временное убежище и поддержку молодым матерям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Их деятельность направлена на создание безопасной и поддерживающей среды для матерей и детей, что соответствует принципам травма-ориентированного подхода.

Общественный фонд «Добровольное общество «Милосердие» («ДОМ») реализует проект «Казахстан без сирот», направленный на устройство детей- сирот в семьи и предотвращение социального сиротства. Их подход включает

 

индивидуальную поддержку и реабилитацию детей, что способствует их эмоциональному и психологическому благополучию.

«Крепкая семья» – это комплексная программа работы с семьями учащихся Назарбаев Интеллектуальных Школ, направленная на укрепление детско-родительских отношений, повышение психологической грамотности родителей, профилактику семейных конфликтов, создание безопасной и поддерживающей среды для ребенка. Программа включает элементы травма- ориентированного подхода, особенно в ситуациях, когда ребенок или подросток сталкивается со стрессом, трудностями адаптации или эмоциональными проблемами.

Общественный фонд «Центр поддержки семьи «Жанұя» активно внедряет кейс-менеджмент в работу с детьми и подростками, имеющими травматический психологический опыт. Одним из ключевых инструментов фонда является автоматизированная программа «Система диагностики психического состояния детей «Ресурс»», разработанная совместно с учёными и специалистами РОО «Казахское психологическое общество». Эта программа предназначена для выявления детей, подвергшихся различным видам насилия, буллингу, имеющих суицидальные наклонности или неблагоприятный психологический климат в семье. Она позволяет составить психологический портрет семьи и своевременно оказать социально- психологическую помощь как подросткам, так и их семьям.

Психологический центр «Прозрение» (руководитель Каримова А.Н.) оказывает психологическую помощь детям, пережившим ситуации насилия. Специалистами этого Центра подобраны такие техники и рекомендации, которые может применить психолог или педагог с высшим квалификационным образованием. Так, в частности, рекомендуется, техника интегративно-диалоговой терапии с использованием «чистого языка и символического моделирования» (метод Дэвида Гроува).

Использование кейс-менеджмента в сочетании с травма- ориентированным подходом позволяет: выстроить комплексную систему помощи ребенку; учитывать влияние травмы на его состояние; обеспечить взаимодействие специалистов; развивать устойчивость и адаптивность ребенка. Такой подход особенно важен в работе с детьми из сложных семей, сиротами, пережившими насилие или катастрофы.

Внедрение кейс-менеджмента и травма-ориентированного подхода требует системного подхода и участия всех заинтересованных сторон. Необходимы целевые образовательные программы, эффективное межведомственное сотрудничество, ранняя диагностика, информационная поддержка и использование лучших мировых практик. Только комплексный подход позволит создать безопасную среду для детей и подростков, снизить уровень насилия и улучшить качество жизни несовершеннолетних в Казахстане.

Программа тренинга для детей и родителей «Внутренняя сила» включает 12 занятий по теме травма-ориентированного подхода для работы с

 

детьми, с фокусом на детей, вернувшихся из зон конфликтов. Предусмотрены 4 занятия для родителей, 4 занятия для детей и 4 совместных занятий для родителей и детей. Контент занятий содержит практические материалы, которые помогут родителям применять полученные знания в повседневной жизни.

Программа тренинга для детей и родителей «Внутренняя сила» прошла апробацию с 18 апреля до 15 мая т.г. в Центрах педагогической поддержки и организациях образования девяти регионов (ВКО, Улытау, Мангистауская, Жетысу, Костанайская, Алматинская, Павлодарская, Карагандинская области, г.Алматы, г. Шымкент) были проведены тренинги для детей и родителей «Внутренняя сила» в формате 4 встреч, на каждой встрече проводились отдельные занятия с детьми и их родителями, а потом были организованы совместные тренинговые занятия. Всего приняли участие 102 учащихся.

В предоставленных отчетах отмечается, что после проведенных занятий в целом наблюдалось укрепление внутрисемейных связей, повысился уровень взаимопонимания между детьми и родителями; у некоторых детей повысилась эмоциональная открытость, они охотнее делились своими чувствами, легче шли на контакт; часть родителей отметили рост доверия и снижения конфликтности в семье.

Индикаторами успешности и эффективности проведенных занятий можно считать высказывания родителей: «Жаль, что не знала об этом раньше!», «Мне было очень интересно и полезно, обязательно приду!», «Как хорошо, что такие встречи проводятся», «Спасибо, вы делаете нас ближе!».

Также было рекомендовано увеличить количество занятий для более глубокого освоения навыков эмоциональной саморегуляции и выстраивания доверительных отношений, для закрепления и практического применения полученных знаний.

Второй модуль — программа занятий «Безопасность ребёнка» — охватывает широкий спектр тем, включая цифровую и физическую безопасность, поведение в чрезвычайных ситуациях, формирование навыков самостоятельности и критического мышления. Занятия проходят в интерактивной форме и включают рекомендации для родителей и обучающихся, а также кейсы, моделирующие реальные риски и способы их преодоления. Модуль включает параллельные занятия для родителей и детей, что способствует формированию единого понимания проблемы и согласованных подходов в её решении.

Этот модуль напрямую отражает приоритетные направления Единой программы воспитания «Адал азамат», направленной на формирование ответственного, честного и самостоятельного гражданина. Программа подчёркивает важность воспитания культуры безопасности, развития критического мышления и способности действовать в нестандартных ситуациях — всё это заложено в содержании модуля «Безопасность ребёнка».

 

Особое внимание к цифровой безопасности и навыкам самостоятельности соответствует задачам «Адал азамат» по воспитанию личности, способной осознанно принимать решения, защищать себя и других, а также уважать нормы общественного поведения. Параллельные занятия для родителей и детей реализуют принцип партнёрства семьи и школы, который является ключевым элементом программы: воспитание должно быть согласованным, системным и поддерживающим.

Модуль «Безопасность ребёнка» усиливает реализацию Единой программы воспитания, способствует формированию устойчивой воспитательной среды, в которой ребёнок чувствует себя защищённым, услышанным и способным к самостоятельному действию.

Занятия дифференцированы по возрастным группам и адаптированы с учётом психологических и образовательных особенностей учащихся начального (1–4 классы), среднего (5–9 классы) и старшего (10–11 классы) звеньев. Для каждой возрастной группы разработано по два занятия для родителей и по два занятия для детей. Тематика занятий для родителей и детей синхронизирована, что позволяет выстраивать диалог и совместное понимание проблематики в семье.

Третий модуль — «Партнёрство ради развития», занятия для родителей детей с особыми образовательными потребностями — предлагает практическую поддержку по вопросам инклюзии, адаптации образовательного пространства, взаимодействия с педагогами и разработки индивидуальных траекторий обучения. Акцент сделан на создании среды принятия и ресурсной поддержки семьи, укреплении родительских компетенций и профилактике выгорания.

Этот модуль напрямую реализует ценностные ориентиры Единой программы воспитания «Адал азамат», направленной на формирование справедливого, ответственного и заботливого гражданина. Программа подчёркивает важность инклюзивного подхода, уважения к индивидуальности каждого ребёнка и создания условий для его полноценного развития вне зависимости от особенностей.

Поддержка родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, отражает принцип социальной справедливости, заложенный в «Адал азамат», и способствует укреплению воспитательного сообщества, основанного на доверии, сотрудничестве и уважении. Формирование индивидуальных траекторий обучения и взаимодействие с педагогами — это практическое воплощение идеи партнёрства семьи и школы, ключевого элемента программы.

Переход детей в подростковый возраст — сложный и чувствительный этап, особенно если ребёнок имеет особенности в развитии, обучении, эмоциональной или социальной сфере. Родители таких подростков ежедневно сталкиваются с тревогой, непониманием, чувством вины, а порой с отчуждением собственного ребёнка. Подростки с ООП нуждаются не

 

только в педагогической поддержке, но и, прежде всего в устойчивом, принимающем взрослом рядом. Однако нередко именно родители чувствуют себя эмоционально истощёнными, не зная, как поддержать ребёнка, если он замыкается, отказывается говорить или проявляет агрессию.

Разработка и проведение тренинговых занятий для родителей детей с ООП в рамках работы Центра педагогической поддержки родителей вызваны потребностью в формировании у родителей практических навыков: понимания, диалога, эмоциональной устойчивости и сопереживания. В отличие от лекционного формата, занятия построены как живой, безопасный диалог, в котором каждый родитель может не только получить информацию, но и осознать свои чувства, поделиться опытом, потренироваться в новых формах общения.

Первое занятие ориентировано на родителей детей среднего звена, акцент делает на эмоциональной связи, принятии, укреплении веры в ребёнка и себя. Второе занятие адресовано родителям подростков 8–11 классов, где в фокусе — восстановление диалога, понимание скрытых эмоций за трудным поведением, освоение ненасильственной коммуникации.

Обе встречи содержат тренинговые упражнения, анализ видеофрагментов, обсуждение реальных ситуаций, практику «Я-сообщений», рефлексию и инструменты для домашнего применения. Все методики адаптированы под специфику семей, воспитывающих детей с ООП, и основаны на принципах уважения, доступности, национальных ценностей и гуманного подхода.

Цель данных занятий — укрепление родительской компетентности и создание условий для доверительных отношений в семье, способствующих психическому благополучию ребёнка с ООП.

Предлагаемые модули обеспечивают системный и дифференцированный подход к педагогической поддержке, позволяя учитывать возрастные, психологические и социальные особенности семей и усиливая интеграцию родителей в образовательный процесс.

Эти модули отражают ключевые принципы Единой программы воспитания «Адал азамат», включая:

  • Системность воспитания: каждый модуль способствует формированию целостной личности, способной к осознанному выбору, ответственности и взаимодействию.
  • Партнёрство семьи и школы: параллельные занятия для родителей и детей, индивидуальные траектории и совместное моделирование решений — всё это укрепляет воспитательное сообщество.
  • Инклюзивность и справедливость: особое внимание к семьям с детьми с особыми потребностями реализует ценности уважения, равных возможностей и социальной поддержки.

 

  • Культура позитивного родительства: модули направлены на развитие компетенций родителей, осознанность в воспитательных подходах и создание среды принятия.

В 2025–2026 учебном году в рамках нового подхода Центров педагогической поддержки родителей особое внимание уделяется формату проведения занятий. Одним из ключевых методических приёмов стало параллельное проведение занятий для родителей и детей с последующей совместной встречей.

Такая структура позволяет учитывать возрастные и психологические особенности каждой группы, создавая пространство для целенаправленной работы: с родителями — на уровне повышения родительской компетентности, осмысления воспитательных стратегий, с детьми — на уровне развития навыков эмоциональной саморегуляции, коммуникации, безопасности и самооценки.

Совместная встреча после отдельных занятий становится связующим звеном, где участники обмениваются впечатлениями, обсуждают затронутые темы, осваивают навыки общения в поддерживающей и доверительной атмосфере. Это способствует укреплению семейных связей, созданию устойчивой привычки к диалогу между поколениями, а также закреплению полученных знаний и умений через практическое взаимодействие.

Формат параллельных занятий с объединяющим блоком особенно эффективен при реализации модулей «Внутренняя сила» и «Безопасность ребёнка», позволяя детям и родителям не только развиваться индивидуально, но и вместе формировать культуру уважительного, безопасного и ресурсного общения.

В 2025–2026 учебном году предусмотрено использование обновлённого контента программ ЦППР 1.0 и ЦППР 2.0, что обеспечивает преемственность, актуальность и соответствие современным вызовам в области воспитания и родительской поддержки. В рамках системной ревизии были пересмотрены темы и содержание занятий для родителей, с акцентом на онлайн безопасность, профилактику всех форм насилия, а также учёт возрастных и гендерных особенностей детей.

Программа была расширена за счёт включения материалов, связанных с распознаванием рисков и реагированием на случаи сексуального насилия, включая инциденты в цифровой среде, с адаптацией контента для начального, среднего и старшего школьного возраста. Особое внимание уделяется поддержке детей с нарушениями коммуникации и девочек- подростков, находящихся в уязвимой жизненной ситуации.

Эти изменения соответствуют направлениям Единой программы воспитания «Адал азамат», направленной на создание безопасной, поддерживающей и инклюзивной среды, где каждый ребёнок чувствует себя защищённым, ценным и услышанным. Поддержка родительской компетентности,  превенция  рисков  и  уважение  к  индивидуальным

 

особенностям детей — важнейшие аспекты реализации программы на практике.

В общей сложности, обновления затронули 15 занятий программы ЦППР 1.0 и 18 занятий программы ЦППР 2.0, что позволило усилить их прикладную направленность, актуализировать контент с учётом современных рисков и расширить возможности для межвозрастного диалога. Обновлённый материал может быть интегрирован в новые модули («Внутренняя сила», «Безопасность ребёнка», и «Партнёрство ради развития»), либо использоваться как самостоятельные тематические блоки, в зависимости от запроса образовательной организации или родительского сообщества.

 

  1. ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

«ВНУТРЕННЯЯ СИЛА»

Программа подготовлена при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане

Актуальность программы. В современном мире дети и подростки все чаще сталкиваются с травматическими событиями, которые оказывают глубокое влияние на их психологическое благополучие.

Травма – это глубоко переживаемый опыт, который вызывает сильный эмоциональный и психологический стресс. Она возникает в результате воздействия событий или обстоятельств, которые воспринимаются ребенком как угрожающие его жизни, безопасности или целостности. Травма может быть вызвана как единичным событием, так и повторяющимися или хроническими ситуациями.

Важно понимать, что травма – это не просто событие, а скорее реакция на него. Одно и то же событие может быть травматичным для одного ребенка и не быть таковым для другого. Это зависит от множества факторов, включая возраст ребенка, его индивидуальные особенности, наличие поддержки со стороны близких и предыдущий опыт.

Травматический опыт детей может быть обусловлен разными факторами риска: физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, буллинг и кибербуллинг; потеря близких и травмы, связанные с утратой; стихийные бедствия и катастрофы и т. п.

Травмо-ориентированный подход, на методологию которого опирается Программа «Внутренняя сила», является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми и подростками, пережившими травматические события. Становление и развитие этого подхода связано с трудами Бесселя ван дер Колка (2020) и Джудит Герман (2021).

Программа «Внутренняя сила» ориентирована на две основные целевые группы.

 

  1. Подростки 12–15 лет (6–9 классы), которые сталкиваются с травматическими событиями и нуждаются в поддержке для восстановления эмоционального благополучия.
  2. Родители или опекуны, которые играют ключевую роль в создании безопасной среды для ребенка и нуждаются в инструментах для эффективной поддержки.

 

Ценность тренинга для детей определяется созданием безопасной и поддерживающей среды, в которой ребенок может:

  • обработать травматический опыт;
  • научиться распознавать и управлять своими эмоциями;
  • восстановить чувство контроля и безопасности;
  • развить навыки совладания со стрессом;
  • улучшить отношения с окружающими.

Программа имеет большое значение и для родителей, так как переживание травмы ребенком часто вызывает у них чувство беспомощности, вины и тревоги. Обучение травмо-ориентированному подходу позволяет родителям:

  • лучше понимать эмоциональные потребности ребенка;
  • оказывать ему эффективную помощь и поддержку;
  • предотвращать повторную травматизацию;
  • создавать безопасную и поддерживающую среду в семье.

 

Содержание тренинговой Программы «Внутренняя сила»

Встреча 1. Безопасность и доверие – создаем опору Встреча 2. Эмоции и способы их выражения Встреча 3. Осмысление опыта и внутренняя сила

Встреча 4. Развитие навыков самопомощи и самозащиты

Программа сочетает работу с детьми и их родителями, что позволяет создать единую поддерживающую среду для всей семьи.

В работе применяются научно обоснованные методы травмо- ориентированного подхода: развитие групповой динамики, работа с эмоциями, осмысление опыта, развитие навыков самопомощи и самозащиты, укрепление детско-родительских отношений, что способствует успешной адаптации и восстановлению участников.

Программа разработана при поддержке Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Цели и задачи тренинговых занятий

 

занятия

Занятия для детей

Занятия

для родителей

Совместные занятия

 

Встреча 1

Цель: создание условий для безопасного взаимодействия и сплочения на основе доверия и комфорта в группе.

Задачи: познакомить участников друг с другом;

вовлечь подростков в работу группы через игровые упражнения; дать базовое понимание эмоциональных

реакций и чувства безопасности.

Цель: формирование у родителей базовых знаний о влиянии травматического опыта на ребенка. Задачи:

снизить уровень тревожности; объяснить значимость эмоциональной поддержки ребенка; научить методам стабилизации собственного состояния.

Цель: укрепление связи между детьми и родителями через совместные активности.

Задачи: развивать навыки осознанного

восприятия эмоций и их регуляции; формировать безопасную и поддерживающую атмосферу в семье.

Встреча 2

Цель: помощь детям в понимании своих эмоций, развитии навыков безопасного выражения чувств.

Задачи: укрепить чувство контроля над эмоциональными реакциями; научить детей

распознавать эмоции в теле.

Цель: помощь родителям в понимании собственных эмоций и их влияния на ребенка.

Задачи: развить навык осознанного управления эмоциями;

дать конкретные инструменты для поддержки ребенка в сложных

ситуациях.

Цель: создание безопасного пространства для обсуждения эмоций. Задачи:

укрепить контакт между родителями и детьми;

дать опыт безопасного диалога о чувствах и поддержке.

Встреча

3

Цель: помощь детям в осознании своей силы и ресурсов, развитии способности понимать и ценить поддержку и значимые моменты в жизни.

Задачи:

Цель: помощь родителям в осознании своей роли в создании безопасной и стабильной атмосферы для

ребенка.

Цель: создание благоприятной возможности для диалога о сложных событиях.

Задачи:

формировать позитивную

 

 

 

углубить осознание своих качеств и ценности;

научить безопасно выражать эмоции; поддерживать позитивное самовосприятие.

Задачи: развить навыки поддержки и

понимания эмоций детей;

показать, как прогнозируемость, ритуалы и положительное подкрепление помогают детям чувствовать себя

увереннее.

идентичность у ребенка; укрепить веру

родителей в ребенка и в самих себя; заложить культуру поддержки достижений ребенка.

Встреча

4

Цель: развитие навыков самозащиты, уверенного поведения и умения просить о помощи.

Задачи: научить детей отстаивать свои границы;

дать алгоритм действий в ситуации давления или угрозы; закрепить навыки просьбы о помощи.

Цель: развитие у родителей навыков предотвращения травматических ситуаций, поддержки ребенка без давления.

Задачи:

помочь родителям распознавать тревожность ребенка;

научить правильным реакциям на страх и тревогу ребенка; развить навыки доверительного общения с

ребенком.

Цель: закрепление навыков, приобретенных детьми и родителями на предыдущих встречах.

Задачи:

помочь родителям и детям почувствовать себя единой командой, способной справляться с трудностями; развить навыки активного слушания и поддержки.

 

ВСТРЕЧА 1

БЕЗОПАСНОСТЬ И ДОВЕРИЕ – СОЗДАЕМ ОПОРУ

Встреча с детьми (60 мин.)

К участию в тренингах привлекаются подростки, обучающиеся в одной школе (в 6–9 классах).

Цель: создание условий для безопасного взаимодействия и сплочения на основе доверия и комфорта в группе.

Задачи:

  • познакомить участников друг с другом;
  • вовлечь подростков в работу группы через игровые упражнения;

 

  • дать базовое понимание эмоциональных реакций и чувства безопасности.
    1. Ритуал безопасности (10 мин.)

Ведущий: Сегодня мы начинаем серию встреч, которые помогут вам лучше понимать свои эмоции, узнавать, как справляться с разными чувствами, и учиться чувствовать себя увереннее.

Здесь не будет оценок или соревнований – важно, чтобы каждому было комфортно.

Каждая встреча состоит из двух частей. Сначала мы работаем отдельно: дети занимаются в своей группе, а взрослые, которые за вас отвечают, проходят занятие в своей. Там они узнают, как лучше вас поддерживать, как справляться со своими эмоциями и создавать дома атмосферу доверия.

После того как обе группы завершат свою работу по отдельности, мы соберемся все вместе. Это время, когда можно будет делиться мыслями, пробовать новые способы общения и учиться лучше понимать друг друга.

Всего у нас будет четыре таких встречи, и на каждой из них мы будем обсуждать важные темы.

Сегодня мы говорим о безопасности и доверии – о том, что помогает нам чувствовать себя спокойно рядом с другими людьми.

Прежде чем мы начнем, давайте немного расслабимся и попробуем почувствовать себя в этом месте.

Сядьте удобно, можете закрыть глаза или просто посмотреть в пол.

Давайте вместе сделаем три глубоких вдоха и выдоха...

(Пауза для дыхательных упражнений)

Теперь представьте место, где вам спокойно и безопасно. Это может быть реальное место, например, ваш дом, любимый уголок в парке или комната, где вам уютно. А может быть, это воображаемое место, где вас никто не тревожит, где вам хорошо. Представьте, что вы там находитесь. Какое это место? Что вы чувствуете? Запомните это ощущение. Теперь медленно возвращаемся сюда, в этот момент, и открываем глаза.

Обсуждение

  • Какие ощущения у вас возникли?
  • Что помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Как можно создать такое чувство в группе?

2.Динамическое упражнение «Ветер перемен» (15 мин.)

Ведущий: Сейчас мы немного подвигались и расслабились, а теперь давайте познакомимся друг с другом весело. Мы сыграем в игру, которая поможет нам узнать, что у нас общего. Она называется «Ветер перемен».

Инструкция

  1. Все участники садятся в круг на стулья, кроме одного человека.
  2. Стоящий в центре говорит: «Ветер дует на тех, кто...» (например, «носит кроссовки»).
  3. Все, кто подходят под описание, быстро встают и меняются местами.

 

  1. Человек в центре также пытается занять свободное место.
  2. Тот, кто остался без стула, становится новым ведущим и называет следующую характеристику.

Игра длится 7–10 мин.

Обсуждение

  • Что нового вы узнали о других?
  • Легко ли было взаимодействовать?
  • Какие чувства вызвало упражнение?

3.Обсуждение темы безопасности (15 мин.)

Ведущий: Мы все хотим чувствовать себя в безопасности. Но что это значит для каждого из нас? Давайте немного поговорим об этом.

Что значит для вас безопасность? Когда вы ощущаете себя спокойно?

(Ведущий предлагает участникам высказаться, поддерживает их, но не исправляет ответы.)

Безопасность – это не только место, но и люди, эмоции, поддержка. Например, иногда мы чувствуем себя спокойно, когда рядом близкие или друзья. Иногда безопасность – это знание, что кто-то нас понимает и принимает.

Обсуждение

  • Какие места кажутся вам самыми безопасными?
  • Кто помогает вам чувствовать себя в безопасности?
  • Что можно сделать, чтобы создать атмосферу безопасности в группе?

4.Упражнение на доверие «Невидимая связь» (15 мин.)

Ведущий: Сейчас мы попробуем одно упражнение, которое покажет, что у нас есть что-то общее. Оно называется «Невидимая связь».

Инструкция

  1. Участники становятся в круг.
  2. Ведущий     держит    клубок    ниток    и                    говорит   утверждение (например, «Я люблю музыку»).
  3. Те, кто согласны, держат нить и передают клубок дальше.
  4. В конце у всех в руках оказывается часть нити, образуя паутину.

Обсуждение

  • Что вы заметили?
  • О чем говорит эта паутина?
  • Чувствовали ли вы связь с другими?
    1. Завершение и домашнее задание (10 мин.)

Ведущий: Сегодня мы хорошо поработали, познакомились и начали говорить о безопасности.

Инструкция

Участники завершают фразу: «Сегодня я заметил, что...»

Домашнее задание

  • Завести дневник эмоций.
  • Записывать, какие чувства чаще всего возникают в течение дня.
  • Отмечать, в какие моменты ощущалась безопасность.

 

Завершающие слова ведущего: Спасибо вам за активность! Помните, что здесь мы учимся поддерживать себя и друг друга.

 

Приложение 1

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

КАК РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЭМОЦИЙ

Учимся понимать свои чувства

ØНаблюдаем за собой

  • Каждый день находим минутку, чтобы подумать, что мы чувствуем.
  • Спрашиваем   себя:   «Что   я   сейчас   чувствую?»;                        «Почему       я   так         себя чувствую?»; «Где в теле я это чувствую?»

ØРисуем или записываем свои чувства

  • Можно рисовать свои чувства или записывать их в блокнот.
  • Это поможет лучше понимать, что с нами происходит.

ØУчимся быть здесь и сейчас

  • Делаем простые упражнения на дыхание: медленно вдыхаем и выдыхаем.
  • Это помогает успокоиться и почувствовать себя лучше.

Учимся называть свои чувства

ØУзнаем разные чувства

  • Читаем   книжки   или   смотрим   фильмы,   мультики,   в   которых герои проявляют разные эмоции.
  • Узнаем, как называются эти эмоции.

ØГоворим о своих чувствах

  • Стараемся говорить, что мы чувствуем, используя разные слова.
  • Это помогает лучше понимать себя и других.

Принимаем свои чувства

ØВсе чувства важны

  • Помним, что грустить, злиться или бояться – это нормально.
  • Не прячем свои чувства, а учимся с ними справляться.

ØСправляемся с негативными, тяжелыми чувствами

  • Если грустно или злимся, можно поговорить с родителями, братом или сестрой, другом или подругой. Но это обязательно должен быть человек, которому доверяем.
  • Находим способы успокоиться: порисовать, поиграть, послушать музыку, посмотреть фильм, прогуляться, поучаствовать в спортивных играх.

Учимся понимать других

ØСочувствуем другим

  • Стараемся понимать, что чувствуют другие ребята.
  • Внимательно   слушаем   их,   стараемся   помочь,   если   они   попадают в трудную ситуацию, поднять им настроение, если они грустные.

ØУчимся общаться

 

  • Учимся говорить о своих чувствах и понимать чувства друзей.
  • Это помогает дружить и ладить с другими людьми.

Заботимся о себе

ØПоддерживаем и укрепляем здоровье

  • Хорошо высыпаемся.
  • Правильно питаемся.
  • Каждый день бываем на свежем воздухе.
  • Это помогает находиться всегда в хорошем настроении.

ØДелаем то, что нравится

  • Находим занятия, которые приносят радость: рисование, чтение, игры, спорт, музыка, танцы и др.
  • Это помогает чувствовать себя счастливым.

Просим о помощи

  • Если трудно справляться с чувствами, не боимся попросить помощи у родителей или учителей.

Развитие умения понимать свои чувства – это как тренировка.

Чем больше тренируешься, тем лучше получается!

 

Встреча с родителями (60 мин.)

Цель:     формирование     у     родителей     базовых                знаний                  о     влиянии травматического опыта на ребенка.

Задачи:

  • снизить уровень тревожности;
  • объяснить значимость эмоциональной поддержки ребенка;
  • научить методам стабилизации собственного состояния.

1. Знакомство и ритуал безопасности (10 мин.)

Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас первая встреча, на которой мы будем говорить о том, как важно поддерживать детей, помогать им справляться с переживаниями и укреплять доверие в семье.

Наши занятия состоят из двух частей. Вначале дети и родители работают отдельно. Пока дети обсуждают свои эмоции, взаимодействуют и учатся осознавать, что им помогает чувствовать себя спокойнее, родители знакомятся с важными аспектами детского развития и обсуждают, как можно поддерживать ребенка в непростых ситуациях. После этого все собираются вместе, чтобы обсудить, чему научились, и применить новые знания в совместных упражнениях. Этот формат позволяет детям и взрослым лучше понимать друг друга и выстраивать доверительные отношения.

Всего у нас будет четыре встречи, и каждая из них посвящена отдельной теме.

Сегодня мы поговорим о безопасности и доверии – о том, что помогает ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, и как родители могут способствовать этому.

Важно помнить, что эти встречи не лекция. Здесь можно делиться своими мыслями, задавать вопросы, обсуждать сложные моменты. Это

 

пространство, где каждый может найти ответы и поддержку.

И прежде чем мы начнем знакомство, давайте уделим немного времени себе и своему состоянию. Сейчас я предложу вам простое дыхательное упражнение, которое поможет расслабиться и сосредоточиться на текущем моменте.

1.   Упражнение «Дыхание спокойствия» (5 мин.)

Ведущий: Сядьте удобно, закройте глаза или просто опустите взгляд. Сделайте медленный глубокий вдох через нос… задержите дыхание на несколько секунд… и плавно выдохните через рот. Повторим это три раза.

(Пауза, чтобы участники выполнили дыхание.)

Теперь представьте место, где вам спокойно и комфортно. Возможно, это природа или другое пространство, где вы ощущаете безопасность. Представьте, что с каждым вдохом ваше тело наполняется спокойствием, а с выдохом уходит напряжение. Побудьте в этом состоянии еще несколько секунд.

(Короткая пауза, затем ведущий продолжает.)

Теперь медленно откройте глаза и обратите внимание на свои ощущения. Заметьте, как небольшое осознанное дыхание может повлиять на ваше состояние. Если в течение дня вы почувствуете напряжение, вспомните это упражнение – оно поможет вам восстановить внутреннее равновесие.

  1. Упражнение «Общее между нами» (5 мин.)

Ведущий: Теперь давайте попробуем небольшое упражнение, которое поможет нам лучше узнать друг друга. Я скажу утверждение, и, если оно про вас, просто поднимите руку. Например: «Я переживаю, если мой ребенок расстроен».

(Ведущий продолжает произносить нижеприведенные утверждения, а затем предлагает родителям придумать свои.)

  • Я не знаю, как поддержать ребенка, когда ему грустно.
  • Я знаю, как добиться того, чтобы мой ребенок чувствовал себя в безопасности.
  • Я всегда найду нужные слова для поддержки моего ребенка, когда ему плохо.

Обсуждение

  • Что   вы    почувствовали,   когда   поняли,   что      другие      участники            тоже испытывают похожие переживания?
  • Помогает ли осознание того, что у нас могут быть схожие мысли и чувства?

4.Мини-лекция «Как психика подростка реагирует на стресс?» (10

мин.)

Ведущий: Каждый ребенок реагирует на стресс по-разному. Возможно,

вы замечали, что ваш ребенок стал более тревожным, раздражительным, замкнутым или, наоборот, демонстрирует агрессивное поведение. Это не капризы и не «плохое воспитание» – это защитные механизмы психики, которые помогают ему адаптироваться к пережитому.

 

(Ведущий кратко объясняет, как стресс влияет на детей, приводит примеры естественных реакций.)

Реакции на стресс делятся на четыре типа.

 

Виды реакции

Что происходит

Примеры

Примечания

Эмоциона льные реакции

Эмоции подростка становятся гипертрофиров анными      из-за активной работы лимбической системы (центра эмоций)                       и

«запаздывания

»

префронтально й коры, которая должна                     эти эмоции

регулировать.

Тревога:                                  постоянное беспокойство о будущем («А вдруг я не поступлю?»), панические атаки перед ответственным событием.

Чувство вины: подросток берет на себя ответственность за события, которые не может контролировать («Родители разводятся из-за меня»).

Гнев: вспышки ярости из-за мелочей (разбил телефон, потому что «все плохо»).

Стыд: избегает говорить о проблеме из-за страха осуждения («Лучше умру, чем признаюсь, что меня травят»).

Эмоции – это сигнал,         что подростку нужна помощь. Даже если          реакция кажется неадекватной, она         отражает реальный внутренний конфликт.

Поведенче ские реакции

Поведение становится способом

«выпустить пар»                     или защититься                      от перегрузки.

Подросток может                                  не осознавать, что именно                      им движет.

Избегание: отказ ходить в школу после конфликта с учителем, удаление из соцсетей.

Импульсивность: необдуманные              поступки – побег    из     дома,              случайные связи,                  эксперименты              с запрещенными веществами.

Агрессия: драки, хлопанье дверьми, грубость в ответ на попытки помочь.

Ритуальные                                     действия:

навязчивые                                    привычки (например, бесконечное мытье рук) как попытка вернуть контроль над ситуацией.

Так           психика пытается снизить напряжение.

Например, агрессия может                быть защитой                    от чувства беспомощнос ти, а побег – способом избежать давления.

Когнитив ные

Стресс

нарушает

Проблемы с концентрацией: не

может усвоить материал, даже

Мозг              в

стрессе

 

реакции

работу                мозга: кортизол (гормон стресса) буквально

«отключает» зоны, отвечающие за логику                      и память.

Подростку становится сложно мыслить

рационально.

если      раньше             учился       на отлично.

Негативные установки: мысли в     духе    «Я    ни    на     что не способен», «Все безнадежно». Дереализация: ощущение, что мир     «ненастоящий»       (часто возникает после травмы).

Навязчивые воспоминания: внезапные                                  «вспышки» травмирующего события в голове.

переходит     в режим выживания             – ему           не              до анализа.           Это биологически й механизм, а не «лень» или

«упрямство».

Физическ ие реакции

Тело реагирует на                стресс раньше,                  чем психика.                 Даже если подросток молчит,                       его организм может

«кричать»                      о помощи.

Психосоматика:                                    частые головные боли, боли в животе, тошнота (особенно перед школой или экзаменами).

Нарушения сна: бессонница, кошмары или, наоборот, постоянная сонливость.

Изменение                   аппетита: переедание или полный отказ от еды.

Усталость: даже после 10 ч сна нет сил встать с кровати.

Тело              и

психика связаны. Например, при          травме надпочечники постоянно выделяют адреналин, что        вызывает дрожь в руках или учащенное

сердцебиение.

 

Вопрос для обсуждения

  • Что в поведении вашего ребенка вызывает у вас тревогу или непонимание?

(Родители делятся наблюдениями, ведущий поддерживает и поясняет, что подобные реакции – естественная попытка справиться с пережитым.)

Рекомендация ведущему по управлению временем: если дискуссия затягивается, необходимо подвести промежуточные итоги и плавно продолжать занятие.

Вывод. Важно понимать, что такие реакции на стресс естественны. Они не означают, что с подростком что-то не так. Эти механизмы помогают психике адаптироваться. Наша задача – создать условия, в которых подросток сможет выразить свои эмоции, почувствовать поддержку и постепенно восстанавить эмоциональное равновесие.

5.Практическое упражнение «Как я могу помочь своему ребенку?»

(15 мин.)

 

Ведущий: Иногда родителям сложно понять, в чем именно ребенок нуждается в момент тревоги или стресса. Давайте попробуем взглянуть на ситуацию с его стороны.

Инструкция

  1. Родители делятся на пары или небольшие группы.
  2. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации (например, ребенок вернулся из школы раздраженный и не хочет разговаривать).
  3. В течение 3–5 мин. они обсуждают:
    • Какова может быть причина такого поведения?
    • Как можно поддержать ребенка в этот момент?
    • Какие слова или действия помогут, а какие – нет?
  4. Затем группы делятся своими выводами.

Обсуждение

  • Сложно ли было понять, что чувствует ребенок?
  • Какие способы поддержки кажутся вам наиболее естественными?

6.Навык дня: техника «Я – якорь спокойствия» (10 мин.)

Ведущий: Дети часто считывают наше состояние. Если мы тревожны, они тоже начинают беспокоиться. Если мы спокойны, они учатся этому состоянию. Давайте попробуем технику, которая поможет вам передавать ребенку ощущение безопасности.

Инструкция

  • Сделайте глубокий вдох, затем длинный выдох (повторите 3 раза).
  • Представьте, что вы – якорь, а ваш ребенок – кораблик, который качается на волнах. Ваше спокойствие – это то, что помогает ему оставаться в безопасности.

Попробуйте   сказать   ребенку   спокойным,                                 уверенным             голосом:        «Я рядом», «Ты в безопасности», «Мы справимся вместе» и т. п.

Обсуждение

  • Замечали ли вы, как меняется поведение ребенка, когда вы сохраняете спокойствие?
  • Как можно использовать этот навык в сложные моменты?

Текст