Сегодня мы являемся свидетелями зарождения нового этапа в истории страны. Уникальность его в том, что процесс модернизации "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", объявленный Президентом, реализуется одновременно в трех направлениях: модернизация экономики, конституционная реформа, заложившая основы масштабной политической модернизации и модернизация общественного сознания. Именно
третье направление является самым сложным и комплексным, так как еще никогда перед казахстанцами не стояло задачи модернизировать общественное сознание. «В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.
Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.
Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного
национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.
Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.
Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.
Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа»,- говорит наш Президент Н. А. Назарбаев
Именно эта задача является сердцевиной всех возможных преобразований в стране, а состоит она из шести проектов.
Первый из них — проект поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику.
Второй проект — «100 новых учебников на казахском языке».
Третий проект — «Туған жер», реализация которого позволит, во-первых, укрепить связи человека с краем, с землей, где он родился и вырос через познание и конкретную помощь малой родине. Во-вторых,
развить в стране культуру благотворительности и ее поддержку государством через ответные социальные действия. В-третьих, обеспечить научно-образовательную и инфраструктурную поддержку — исследование истории, географии, объектов родного края, его благоустройство.
Четвертый проект «Сакральная география Казахстана». Здесь работа опирается на культурную память, символические, сакральные и культурно-исторические вещи.
В рамках проекта «Современная казахстанская культура в глобальном мире» сейчас создаются условия для представления лучших произведений казахской культуры для ознакомления с ними мировой общественности.
Заключительный проект «100 новых лиц Казахстана», вберет в себя живые истории казахстанцев из разных уголков страны, разных возрастов и национальностей, которые будут служить образцом для соотечественников.
И где, как не в школе начинать модернизировать общественное сознание? И какой предмет кроме «Самопознания» может так оптимально способствовать внедрению программы Президента
В 2010 – 2011 учебном году программа нравственно-духовного образования «Самопознание» была внедрена на всех уровнях образования. Впервые, на государственном уровне, задача обучения подрастающего поколения универсальным или общечеловеческим ценностям была предложена С. А. Назарбаевой – автором проекта «Самопознание».
С начала нового учебного года мы, учителя самопознания, взяли курс на реализацию программы «Рухани жаңғыру» на своих уроках. Ведь что важно воспитать в наших детях сегодня? Конкурентоспособность, культ знаний, прагматизм, сохранение национальной идентичности.
Нравственно-духовное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя, ведь
ценности невозможно получить из учебника или из лекции, их необходимо практиковать.
На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных
ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.
Сегодня, как никогда, каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером.
В новых учебниках «Самопознание» расширенно представлены произведения казахских и казахстанских писателей, поэтов, что позволяет реализовать принцип национальной идентичности.
Мы меняемся сами, меняем сознание детей, своим примером убеждаем их нравственно и духовно развиваться. Думаю, все это будет способствовать внедрению программы модернизации общественного сознания, предложенной нашим Президентом.