«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры и упражнения уникальное
средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует
развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает
быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает
стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Пальчиковые игры
развивают:
- тактильную
чувствительность;
-
зрительно-двигательную координацию движений;
- умение соотносить предметы в пространстве;
- увеличивают подвижность пальцев;
- развивают силу и гибкость пальцев;
- улучшают почерк;
- снижают
физическую усталость и моральное напряжение во время уроков;
- хороший массаж
активных точек на пальцах и ладонях
Приложение
1. Две сороконожки
Две сороконожки / Ладошки спокойно лежат на парте, к
лицу тыльной стороной /
Бежали по дорожке.
/ Подушечки
пальцев поочерёдно касаются парты, начиная с мизинцев /
Бежали, бежали,
Друг друга повстречали.
/ Перед грудью
ладони касаются друг друга, ладони держим вертикально/
Друг друга повстречали,
Друг друга обнимали.
/ Руки в
«замочек» /
Друг друга обнимали,
Друг друга целовали.
/ Одновременно
на левой и правой руке касаются, как будто целуются, друг друга подушечки
большого и указательного пальца, затем – большого и среднего, затем – большого
и безымянного, и, наконец, большого и мизинца/
Здравствуй,
здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)
Здравствуй, здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)
2. Мы как древние индейцы
Мы как древние индейцы
/ Держим ладони,
касающиеся друг друга, перед грудью в горизонтальном положении/
Добываем огонёк.
/ Начинаем
тереть ладонь об ладонь, представляя, что в середине находится палочка, с
помощью которой добываем огонь/
Быстро палочку покрутим
/Постепенно
увеличиваем скорость трения /
И огонь себе добудем!
3.Дом Я
хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко
было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе
вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и
"растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки
вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем
"стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и
медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
4.Внучок и бабушка
Это дом с трубой и крышей.
/ Ладошками
показываем крышу домика /
На балкон гулять я вышел.
/ Большие пальцы
делают вращательные движения /
Бабушка очки надела.
/ На обеих руках
делаем колечки, соединяя большой и указательный палец /
И на внучка поглядела.
/ эти «колечки»,
как очки подносим к глазам /
Я флажки в руках держу
/ Четыре пальца
( указательный, средний,
безымянный и мизинец) вместе, а большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони
повёрнута к себе /
И «флажками» ей машу!
/ Машем
«флажками» влево и вправо /
5. Мы капусту рубим
Мы капусту рубим,
/ Прямыми
напряжёнными ладонями имитируем движение ножа – вверх и вниз
Мы морковку трём,
/ Рука в кулаке
– «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем
руки. /
Мы капусту солим,
/ Пальцы собрали
щепотью и «солим» /
Мы капусту жмём.
/ Энергично
сжимаем пальцы в кулаки одновременно на двух руках или поочерёдно /
6. Этот пальчик в лес пошёл
/ Пальцы сжаты в
кулак, по очереди разгибаем, начиная с мизинца /
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот всё съел,
Потому и потолстел!
7.Шарик
/ Все пальчики
обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них,
при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают
исходное положение /
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой!
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худо
Речевая разминка
Цель речевой разминки
заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали
диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым
аппаратом, чтобы воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они
говорят, и за то, как они произносят речь, чтобы дети научились фиксировать
внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи. Упражнения по технике
речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять
недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем –
позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
Речевая разминка направлена на решение
нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции,
правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности
речи, развитию основных приемов выразительного чтения.
1.Учись отчётливо произносить звуки.
на– на – на – во дворе растет сосна;
но– но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан– ан – ан – собери свой чемодан;
ин– ин – ин – вы ходили в магазин?
2.Читай без ошибок. Произноси быстро.
Соня
Зине принесла малину в корзине.
3.Восстанови текст.
Пош__ Му__ на ба__
И купи__ само__:
Приходи__тарака__
Я вас чаем уго__ !
Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»
Одной из нетрадиционных логопедических
технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок"
– стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву,
разработавшего Су – Джок терапию.
В коррекционной работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в
качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью
общего укрепления организма. Таким образом, Су – Джок терапия является
одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной,
эмоционально-волевой сфер ребенка.
Актуальность: использования массажера Су - джок в работе с детьми позволяет
мне не только повысить интерес к занятию, но и обеспечивает развитие
познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, развивает мелкую моторику
пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а также благотворно
воздействует на весь организм в целом.
Цель: Развитие речи у
детей с помощью использования Су – Джок терапии
Задачи:
-Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
-Стимулирование речевых зон коры головного мозга
-Коррекция речи с движением.
В своей работе во время фронтальных и
индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим
шариком и колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в
сопровождении легко запоминающихся стихов.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5
минут ежедневно.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически
активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным
шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж
эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних
органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на
каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения
болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо
нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части
тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо
повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с
колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает
благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики
пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Рассмотрим некоторые формы работы с
детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре
головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии
лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной
ориентации.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют
слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети
поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая
стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать
пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Связь звука с буквой Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно
прокачу») Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по
ладошке, поверхности стола.
Это
лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в моей работе.
Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют
более интересному, разнообразному и эффективному проведению
коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в
детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный
эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред
– оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей
работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию
биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно
продаются в аптеках и не требуют больших затрат/
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный,
доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем
воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными
массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по
коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий
способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает
функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень
двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной
речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с
упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию
лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность
коррекционой деятельности в условиях школы,
оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции
речевых нарушений у детей.
Акмолинская область Буландынский район КГУ «Макинская средняя школа №3»
Учитель начальных (специальных ) классов Мельник Наталья Васильевна
e-mail: natusik8_9@mail.ru
Список
литературы.
1. «Большой палец – голова». Пак Чдэ Ву. М.:
Су Джок Академия, 1996г.
2. «Су
Джок для всех». Пак Чдэ Ву. М.: Су Джок Академия, 1996г.
3.
Акименко В.
М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2009.
4.
Лопухина И.
С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для
логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
5.
Цвынтарный
В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.