"Ақмола облысы білім басқармасының Бұланды ауданы бойынша білім бөлімі Макинск қаласының  №1 жалпы орта білім беретін  мектебі " коммуналдық мемлекеттік мекемесі

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Использование пальчиковых игр и Су – Джок терапии в развитии мелкой моторики и речи у младших школьников.

28.02.2017

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский                            

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

                          В.М.Бехтерев

«Пальцы помогают говорить» М. Монтессори

Пальчиковые игры

  Пальчиковые игры и упражнения уникальное

средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует

развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает

быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает

стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.

Пальчиковые игры

развивают:

- тактильную

чувствительность;

-

зрительно-двигательную координацию движений;

- умение соотносить предметы в пространстве;

- увеличивают подвижность пальцев;

- развивают силу и гибкость пальцев;

- улучшают почерк;

- снижают

физическую усталость и моральное напряжение во время уроков;

- хороший массаж

активных точек на пальцах и ладонях

Приложение

1. Две сороконожки

Две сороконожки / Ладошки спокойно лежат на парте, к

лицу тыльной стороной /

Бежали по дорожке.

/ Подушечки

пальцев поочерёдно касаются парты, начиная с мизинцев /

Бежали, бежали,

Друг друга повстречали.

/ Перед грудью

ладони касаются друг друга, ладони держим вертикально/

Друг друга повстречали,

Друг друга обнимали.

/ Руки в

«замочек» /

Друг друга обнимали,

Друг друга целовали.

/ Одновременно

на левой и правой руке касаются, как будто целуются, друг друга подушечки

большого и указательного пальца, затем – большого и среднего, затем – большого

и безымянного, и, наконец, большого и мизинца/

Здравствуй,

здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)

Здравствуй, здравствуй! («чмок», «чмок», «чмок»)

2. Мы как древние индейцы

Мы как древние индейцы

/ Держим ладони,

касающиеся друг друга, перед грудью в горизонтальном положении/

Добываем огонёк.

/ Начинаем

тереть ладонь об ладонь, представляя, что в середине находится палочка, с

помощью которой добываем огонь/

Быстро палочку покрутим

/Постепенно

увеличиваем скорость трения /

И огонь себе добудем!

3.Дом Я

хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

 Чтоб окошко

было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе

вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и

"растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки

вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем

"стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и

медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

4.Внучок и бабушка

Это дом с трубой и крышей.

/ Ладошками

показываем крышу домика /

На балкон гулять я вышел.

/ Большие пальцы

делают вращательные движения /

Бабушка очки надела.

/ На обеих руках

делаем колечки, соединяя большой и указательный палец /

И на внучка поглядела.

/ эти «колечки»,

как очки подносим к глазам /

Я флажки в руках держу

/ Четыре пальца

( указательный, средний,

безымянный и мизинец) вместе, а большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони

повёрнута к себе /

И «флажками» ей машу!

/ Машем

«флажками» влево и вправо /

5. Мы капусту рубим

Мы капусту рубим,

/ Прямыми

напряжёнными ладонями имитируем движение ножа – вверх и вниз

Мы морковку трём,

/ Рука в кулаке

– «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем

руки. /

Мы капусту солим,

/ Пальцы собрали

щепотью и «солим» /

Мы капусту жмём.

/ Энергично

сжимаем пальцы в кулаки одновременно на двух руках или поочерёдно /

6. Этот пальчик в лес пошёл

/ Пальцы сжаты в

кулак, по очереди разгибаем, начиная с мизинца /

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Ну, а этот всё съел,

Потому и потолстел!

7.Шарик

/ Все пальчики

обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них,

при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит» и пальчики принимают

исходное положение /

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой!

Вдруг шар лопнул, воздух вышел,

Стал он тонкий и худо

Речевая разминка

     Цель речевой разминки

заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали

диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым

аппаратом, чтобы воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они

говорят, и за то, как они произносят речь, чтобы дети научились фиксировать

внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи. Упражнения по технике

речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять

недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем –

позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

    Речевая разминка направлена на решение

нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции,

правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности

речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

на– на – на – во дворе растет сосна;

но– но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан– ан – ан – собери свой чемодан;

ин– ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок. Произноси быстро.

Соня

Зине принесла малину в корзине.

3.Восстанови текст.

Пош__ Му__  на  ба__

И купи__  само__:

Приходи__тарака__

Я вас  чаем  уго__ !

Пальчиковая гимнастика       «Су-Джок»

       Одной из нетрадиционных логопедических

технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок"

– стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву,

разработавшего Су – Джок терапию.

     

В коррекционной работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в

качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью

общего укрепления организма. Таким образом, Су – Джок терапия является

 одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной,

эмоционально-волевой сфер ребенка.

Актуальность:  использования массажера Су - джок в работе с детьми позволяет

мне не только повысить интерес к занятию, но и обеспечивает развитие

познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, развивает мелкую моторику

пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи, а также благотворно

воздействует на весь организм в целом.

Цель: Развитие речи у

детей с помощью использования Су – Джок терапии

Задачи:

-Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

-Стимулирование речевых зон коры головного мозга

-Коррекция речи с движением.

  В своей работе во время фронтальных и

индивидуальных занятиях я применяю Су-Джок терапию. Дети любят играть с колючим

шариком и  колечком, выполняя самомассаж с помощью шарика Су-Джок в

сопровождении легко запоминающихся стихов.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5

минут ежедневно.

    Приемы Су – Джок терапии:

 

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически

активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным

шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.  В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

         И следующий прием это: Массаж

эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних

органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на

каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения

болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо

нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части

тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо

повторять несколько раз в день.

    

  С помощью шаров – «ежиков» с

колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает

благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики

пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

  Рассмотрим некоторые формы работы с

детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре

головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии

лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной

ориентации.

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют

слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети

поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая

стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать

пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 3. Связь звука с буквой  Прокатывание шарика по написанной букве («Буквы знаю и пишу шарик верно

прокачу»)  Написание буквы и ее элементов прокатыванием шарика по

ладошке, поверхности стола.

    Это

лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в моей работе.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют

более интересному, разнообразному и эффективному проведению

коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в

детском саду.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный

эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред

– оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей

работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию

биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно

продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный,

доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем

воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными

массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по

коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий

способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает

функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень

двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной

речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с

упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию

лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность

коррекционой  деятельности в условиях школы,

оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

  

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции

речевых нарушений у детей. 

Акмолинская область Буландынский район КГУ «Макинская средняя школа №3»

Учитель начальных (специальных ) классов Мельник Наталья Васильевна

e-mail: natusik8_9@mail.ru

Список

литературы.

1.    «Большой палец – голова». Пак Чдэ Ву. М.:

Су Джок Академия, 1996г.

2.     «Су

Джок для всех». Пак Чдэ Ву. М.: Су Джок Академия, 1996г.

3.   

Акименко В.

М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д:

Феникс, 2009.

4.   

Лопухина И.

С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для

логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

5.   

Цвынтарный

В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

6.   Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

 

Просмотров: 358


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст