«Учиться могут все дети. Ребёнок с
нарушениями развития учится
медленнее, однако он может учиться!
Детям с умственными и
физическими нарушениями
необходимо овладеть всеми навыками, которые
нужны
им в играх, в общении с
окружающими, в достижении
максимально возможной независимости для
интеграции
в
общество».
Р.Т. Августова
Одной из основных причин труднообучаемости и
трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние
психического развития личности, которое в дефектологии получило название
«задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий
ребёнок имеетЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти,
внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит
замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных
возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями,
которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые
отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу.
Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых
интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при
переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и
напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных
видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по
одному или нескольким предметам. У детей с ЗПР низкий уровень
работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у
нормального ребенка.
Детям
с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь,
включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с
логопедом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным
показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи
недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут
постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет
удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
Не подлежит сомнению, что дети, имеющие
задержку психического, речевого или моторного развития, являются очень сложными
для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Но в каждом
классе они есть, и недопустимо игнорировать их, не оказывать необходимой
своевременной помощи, доводить ребенка неправильным подходом, невниманием,
негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности,
срыва в психическом здоровье, то есть до непоправимой ситуации, когда встает
вопрос о возможности его обучения вообще в массовой школе.
Как
правило, у таких учеников в дальнейшем развивается негативное отношение к
школе, патологическое формирование личности и характера.
Чтобы
не допустить этого, я рекомендую
запомнить простое правило:
«Хвалить - при всех, ругать – только
наедине».
Необходимо
учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от
умственно отсталых именно тем, что хорошо воспринимают предлагаемую помощь. При
своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигается и постепенно
выравнивается.
Одной
из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития
может стать обучение ребенка в классе коррекции, в котором при общем щадящем
режиме обучения и жизни с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика
должна проводиться медико–педагогическая коррекция.
Очень
важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе
обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости и лени, а
имеют обыкновенные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Цели коррекционных занятий – повышение
уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития
и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных
учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы
и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально – групповых занятиях должна
быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных
психических процессов или способностей.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися
по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии,
отставания в обучении.
Содержание
коррекционных занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический
подход, должно быть максимально направлено на развитие ученика.
Форма
проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Темп прохождения
каждого этапа развития функций может быть разным, исходя из темпоральных
особенностей личности ребенка, а также его сенсорного опыта.
Практика
показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками,
которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация
необходимых действий педагогом-психологом), сопровождаются вербальным
материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в
игровой или практической деятельности (конструирование, рисование,
моделирование и т. д.).
Игра
способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к
выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять)
материал более вариативно.
В
начале обучения по индивидуальной коррекционно-развивающей программе на
занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко
выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать
навык действия по инструкциям. Если у ребенка уже сформирован такой навык, то
целесообразно предлагать игры на развитие функции переноса по аналогии или на
развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам
предметов (или теме в целом).
Коррекционно-развивающие занятия необходимо
проводить с учетом правил здоровьесбережения, в числе которых:
организация
перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление
опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;
регулирование
степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка предъявления заданий
по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть
более легкими, чем основная часть);
выбор
оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями
ребенка;
контроль
соблюдения ребенком правильной осанки, положения ручки и тетради,
расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;
использование
разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных
возрасту и уровню развития ребенка.
Для
развития и коррекции личностной сферы можно применять игры-путешествия, где
каждый сюжетный этап формирует определенную личностную характеристику.
Для
придания целостности игровой ситуации и представленности в ней элементов
учебной деятельности игра может дополняться ситуацией оценки ребенком самого
себя как субъекта деятельности, например, ребенок, может отмечать свое
продвижение в присвоении игрового опыта, меру освоения игровых действий при
помощи ведения специального «журнала роста» или письменного отчета. Этот прием
формирует у ребенка мотивацию, связанной со становлением его как субъекта
учебно-игровой деятельности.
При
подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об
особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их
деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций,
дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную
деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Основные направления коррекционной работы
Совершенствование
движений и сенсомоторного развития:
развитие
мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-
развитие навыков каллиграфии;
развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция
отдельных сторон психической деятельности:
развитие
зрительного восприятия и узнавания;
развитие
зрительной памяти и внимания;
формирование
обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие
пространственных представлений и ориентации;
развитие
представлений о времени;
развитие
слухового внимания и памяти;
развитие
фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
Развитие
основных мыслительных операций:
формирование
навыков соотносительного анализа;
-
развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
формирование
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
формирование
умения планировать свою деятельность;
развитие
комбинаторных способностей.
Развитие
различных видов мышления:
-
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями.
Коррекция
нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы (драматизация, чтение по ролям
и др.).
Развитие
речи, владение техникой речи.
Расширение
представлений об окружающем и обогащение словаря.
Особенностью психического развития детей с
задержкой развития является недостаточность
процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления, характерна
низкая познавательная активность. Поэтому в своей педагогической деятельности я
акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей
детей.
Каждый человек достоин счастливой, полной
впечатлений жизни.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их
назад, в общество, потому, что они могут нас чему – то научить», - сказал
известный канадский педагог Жан Ванье.
В заключении
хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов
для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями
здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить
черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только
совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы
можем менять его в лучшую сторону, делая
добро.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Наталья Адамовна.
Используемые материалы интернет ресурса:
1.ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ преподаватель начальных
классов Фонд Образования Нурсултана Назарбаева «Международная
школа города Алматы» Попова Алёна Геннадьевна
/интернет
ресурс /http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_118_2.htm
2.ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Е.А. Гора
учитель начальных классов /Интернет ресурс/ http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_101.htm
3.Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан А.М.Ерсарина
заведующая Республиканской психолого-медико-педагогической консультацией
/Интернет ресурс/ http://www.open-school.kz/glavstr/inclusiv_obraz/inclusiv_obraz_112_1.htm
подготовила
Романико Татьяна Дмитриевна
Акмолинская
область Буландынский район
КГУ
«Макинская средняя школа №3»
Татьяна
Романико Е-mail <tanya_angel1994@mail.ru>