Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и
социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к
одноклассникам).
Физиологическая адаптация. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь
ребенка, этот этап является для них очень сложным. Обычно он составляет от 1 до
2 месяцев. Но у некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так
и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости).
Такие дети часто и подолгу болеют
Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является
стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания,
напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления,
как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже
по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в
области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за
расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не
может идти в школу.
Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения
организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к
саморегуляции поведения.
Хочется обратить внимание на то, что хронические заболевания могут влиять на успешность
адаптации детей в школе, и частые простудные заболевания, которым многие
родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из
различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не
учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления
достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к
быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному
отставанию.
Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше
провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой
дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети
нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне
(примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической
поддержки.
К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем
у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы
возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие
характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная
активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо
отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает
развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные,
размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети
быстро устают при выполнении мелких движений
В основном большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную дополнительным, не
свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много
сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко
падает через 20 - 25 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом
уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков,
мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость
детей.
На основе этой новой деятельности развиваются основные
психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким
образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает
определять постепенно и работу всех других психических функций ( памяти,
внимания, восприятия).
С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся
произвольными.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего
развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль
"ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным,
а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной
адаптации к школьному обучению. О "внутренней позиции школьника"
можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не
только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще
не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у
7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они
менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с
такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника":
чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно
такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть
дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые
нравятся ему самому, или совсем без правил.
В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его
эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном
детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей
внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так
кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное
развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и
обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может
привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое
"приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие
самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Родители должны учитывать обобщение переживаний при общении
со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать
не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно,
поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка.
Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок
заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму
преодолевается детская непосредственность.
Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей
часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность
к капризам и конфликтность.
Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный
возраст.
Таким образом,родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций
они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7
лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном
периоде.
Говоря о
социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на
вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у
единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта
взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей
такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто
становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель
одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя
его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в
качестве лидеров, не собираются уступать им.
Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного
опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а
также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит
и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего
покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не
обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и
последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном
случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение
теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии
одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими
трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его
возможности.
Трудности возникающие в первые годы обучения.
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с
отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Опасения, что ребенку будет плохо в школе и он болеть,
простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших,
высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не
справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит
изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам.
"Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает,
легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале
обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно
(вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается
уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и
дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу,
которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый
материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие
отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем
больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. неуспешность
становится хронической.
2. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих,
взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он
нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным
образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания,
оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение
внимания.
Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные
(похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат
подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение. И таким образом можно
посоветовать пытаться все больше игнорировать отрицательное поведение такого
ребенка и тут же для контраста создать ситуации успеха и похвалить его.
Рекомендации по улучшению адаптации первоклассников к школе.
- Для подъема ребенку лучше купить будильник. Торопить его с утра не нужно, от
этого он будет делать все еще медленней, лучше сказать точное время и указать,
когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо
выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за
стол". - Перед школой на прощание лучше сказать: "Пусть все
сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не
балуйся".
- Младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и
отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать,
успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится
раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.
- Если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не
допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать
взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
- После школы не торопите ребенка садиться за уроки,
необходимо два часа отдыха (еще лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
Но ученикам младших классов готовить уроки вечером не рекомендуется, лучшее
время это 15-17 часов.
- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте
ребенку возможность сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь
терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя все получиться! Давай
разберемся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) –
необходимы.
- В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты
сделаешь, то…»
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью
будете принадлежать ребенку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее
всего его заботы, радости и неудачи.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с
ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него.
Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом,
прочитайте литературу для родителей.
- Помните, что в течение года есть критические периоды, когда
учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это
первые 5-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя
после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть
особенно внимательными к состоянию ребенка.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль,
усталость, плохое состояние.
- Начинать выполнение домашних заданий нужно с самого легкого, доставляющего
удовольствие, с того, что точно получится. Это позволяет не только быстрее
включиться в работу, но даст положительные эмоции, позволит поверить в свои
силы.
- Время непрерывной работы у детей различного возраста различно.
Первоклассники могут не отвлекаясь работать минут 10-15. Поэтому не стоит
сдерживать их - "не вертись, не отвлекайся". Лучше научить изменять
позу: вытянуться, встать, сделать несколько простых упражнений, снимающих
напряжение глаз (перевести взгляд, зажмуриться, расслабиться)